Томатная моль - опаснейший карантинный вредитель
Одна из актуальнейших и острейших проблем, с которой в ближайшее время предстоит столкнуться отечественному производителю — томатная минирующая моль, она же южноамериканская томатная моль (Tuta absoluta (Meyrick, 1917)).
В 2006 году, из Южной Америки, вслед за растением-хозяином, запоздав почти на пять веков, до Европы добралась томатная моль — Тута абсолюта. Обнаружив изобилие любимой пищи, не имея естественных врагов, в идеальных климатических условиях гусеницы моли начали буквально опустошать плантации томатов. На тысячах гектаров хозяйств Испании сбор урожая терял смысл: увядшие растения пестрели минами — выеденной паренхимой листьев, а мелкие, изуродованные плоды нельзя было даже переработать. Тем временем, прогрессивно умножаясь во множестве поколений, вредитель продолжал распространяться как с ветром, так и в транспортируемой таре. Местами можно было наблюдать необычное зрелище — клубы «дыма» из роящейся моли.
Разорялись фермеры, срывались контракты, лихорадило биржи и страховые компании. Соседние страны предпринимали все возможные карантинные меры. Однако единственное, что им удалось — не повторить катастрофичности испанского сценария. Расползание вредителя по Европе и Средиземноморью оказалось неотвратимым. Кстати, в борьбе с томатной молью даже старый добрый химический метод оказался, во-первых, немодным для Европы (хотя карантина это не должно касаться), а во-вторых — малоэффективным, что отчасти было обусловлено скрытой внутритканевой локализацией личинок, а также уникально-адаптивной толерантностью к применяемым инсектицидам, вследствие развития большого числа поколений.
Вредитель распространялся по европейским странам чрезвычайно быстро. Север Испании и о. Ибица — 2007 год, Португалия — 2008 год, Италия — 2008 год, Франция — 2008 год, Алжир, Марокко, Тунис — 2008 год, Великобритания — 2009 год (причем в июне вредитель был обнаружен на ввозимой таре и плодах, а уже в августе зарегистрирован в защищенном грунте). В том же 2009 году моль регистрируется в Германии, Чехии, Нидерландах, Беларуси и параллельно продолжает «средиземноморское турне» — Мальта, Ливия, Албания, Греция, Турция, Сирия… С 2011 года поступают сообщения о распространении южноамериканской гостьи уже в Казахстане.
В России первое сообщение о минирующей моли впервые поступило от специалистов ФГБУ Калининградской межобластной ветеринарной лаборатории в 2009 году. Однако находить утешение в изолированности балтийского анклава с достаточно прохладным климатом долго не пришлось. Уже в ноябре 2010 года вредитель был выявлен в защищенным грунте Краснодарского края, а это уже серьезно. Экспертиза в Зоологическом институте РАН в Санкт-Петербурге однозначно определила его как Tuta absoluta [1]. А в следующем году фитофаг был зарегистрирован в Адыгее, Дагестане и т.д.
Немного теории
Понятие коэволюции (сопряженной эволюции) паразита и хозяина — краеугольный камень паразитологии как науки. Настоящий паразит (облигатный, а не факультативный), как бы это ни показалось парадоксальным, жизненно заинтересован в процветании хозяина. Расширение этого принципа от паразитов к вредителям может быть вполне уместным при рассмотрении высоких градаций хозяинно-паразитных отношений — не на организменном уровне, а на популяционном, а то и на экосистемном. Другими словами, в центре происхождения томатов, тех самых южноамериканских предгорьях Анд, дикие формы растений рода Solanum тысячелетиями сосуществуют с той же молью. Назвать это сосуществование мирным вряд ли справедливо, ведь агрессия консумента по отношению к продуценту налицо. Здесь уместнее говорить об устойчивости отношений. Любой устойчивый биоценоз явит сотни примеров сложившихся паразито-хозяинных отношений, в том числе и для паразитов факультативных. Введенное нами понятие фоновая вредоносность характеризует паразито-хозяинные отношения именно в сложившемся, устойчивом биоценозе [3]. Первоописание томатной моли доктором Мейриком в начале XX века (1917 год) в Перу как раз относится к устойчивому агробиоценозу: растения введены в культуру (первый шаг), но вредоносность паразита еще близка к фоновой.
Следующий (второй) шаг человечества на пути разбалансировки паразито-хозяинных отношений в агроэкосистеме — интенсификация сельхозпроизводства [3]. Биоразнообразие агроценоза катастрофически обедняется. Наряду с исчезновением полезной биоты начинают доминировать отдельные вредные организмы, причем роль их неизмеримо возрастает. Привлекаемые средства защиты растений, в принципе, позволяют стабилизировать систему на более высоком уровне продуктивности, но с гораздо меньшим запасом устойчивости.
Интенсивное производство, безусловно, предполагает транспортировку урожайной продукции зачастую на значительные расстояния. Именно в период интенсификации (в многострадальном двадцатом веке) томатная минирующая моль перевалила через Анды и широко расселилась по всей Южной Америке — в Бразилии, Колумбии, Аргентине и т.д. Однако плантации томатов Старого Света пока еще надежно защищал Атлантический океан.
И здесь уместно рассмотреть третий, решающий шаг по дестабилизации экосистем по линии вредных организмов — фактор глобализации. Именно в XXI веке планета Земля вдруг оказалась для человечества неожиданно тесной. Долгие месяцы пути, разделявшие континенты и страны были сжаты неумолимым прогрессом до нескольких часов. Странно, если бы сопровождающие человека вредные организмы этим не воспользовались. Интенсифицировались товарные потоки для широкого потребления. С начала нынешнего века активно расширяется парк широкофюзеляжных самолетов, предназначенных именно для грузовых перевозок фруктов и овощей. Причем перевозимые томаты — это обычные продовольственные партии. Для еды. Понятие подкарантинных грузов катастрофически размывается.
Сезонность производства перестала определять сезонность потребления, в том числе и за счет экономической приемлемости трафика из другого полушария. Таким образом, фактор глобализации достаточно остро поставил задачи не только перед эпидемиологией, но и перед практикой карантина растений и имеющиеся усилия, причем как на государственном, так и на межгосударственном уровнях пока отнюдь не выглядят чрезмерными.
Морфология и экология вредителя
Томатная минирующая моль относится к семейству Gelechiidae (выемчатокрылых молей). Тело имаго T. absoluta в состоянии покоя имеет палочковидную форму длиной 5-6 мм, серой с оттенками бежевой окраски. Размах крыльев 10-13 мм. Крылья серые за счет темных чешуек с белыми основаниями, с рыжевато-бурой и белой крапчатостью и характерными черноватыми пятнами, окаймленными рыжевато-бурым или (в складке) желтым; костальный край черноватый, неясные костальное и торнальное темные пятна разделены рыжевато-бурым; термен с многочисленными черными чешуйками. Нижняя сторона брюшка кремовая. Задние крылья темно-серые, осветленные к основанию [2].
В популяциях незначительно преобладают самки. Самцов от самок различают по строению уздечки крыла, состоящей из одной большой щетинки у самцов и трех тонких щетинок у самок. Нижняя сторона брюшка у самцов грязно-белого цвета и приобретает сероватый оттенок по бокам, у самок — брюшко белое с четырьмя косыми черными линиями по бокам. Самки откладывают по 160-260 яиц.
Яйцо эллиптическо-цилиндрической формы со сглаженными концами, длиной 0,35-0,38 мм, шириной 0,22-0,25 мм, ярко-белой окраски, которая по мере формирования в нем личинки меняется на желтоватую и коричневую.
Личинка цилиндрической формы, с четко выраженной головой, тремя парами грудных ножек и пятью парами брюшных псевдоножек. Это вредящая стадия вида. Вылупившиеся гусеницы небольшого (0,5 мм) размера и желтоватой окраски. По мере развития она меняется на желтовато-зеленоватую. На спинке часто есть пятна или поперечные полосы интенсивного розового оттенка. Личинка при достаточном количестве пищи не впадает в состояние диапаузы. Она имеет четыре возраста. В промежутках между линьками гусениц можно временно увидеть вне мин на листьях или плодах. Окукливаться гусеница может в почве или на поверхности листа, в скрученном листе или в мине.
Куколка конусообразная, длиной 3,8-4,5 мм и шириной 1,3-1,5 мм, зеленоватой окраски, в конце развития — коричневой. Стадия куколки длится 9-11 дней. Оптимальный диапазон температур для развития куколки составляет 19-25 °С. Нижний температурный порог для ее выживания установлен в 7-9 °С. Но уже при 10 °С выход имаго прекращается. Зимовка может проходить в стадиях яйца, куколки и имаго (рис. 1.). Взрослые особи (имаго) Т. absoluta наиболее активны в сумерках и на заре. В дневное время они прячутся на скрытых от прямых солнечных лучей частях растений-хозяев. Спаривание обычно происходит в день отрождения имаго, как правило, на заре.
Основное и любимое растение-хозяин томатной минирующей моли — томат. Она также может также питаться на баклажанах (Solanum melongena L), картофеле, перце (Capsicum sp.).
Томат повреждается в любом возрасте — от саженцев до взрослых растений [4]. Признаки заселения обнаруживаются на апикальной почке, листьях, стеблях, цветках и плодах, на которых остаются черные экскременты вредителя. На картофеле в основном повреждаются надземные части растения. Гусеницы предпочитают питаться листьями и стеблями, но могут также встречаться под кожицей и даже глубоко внутри плода томата.
Наиболее характерные признаки повреждения — мины на листьях в форме пятен. Внутри этих мин находятся как сами гусеницы, так и продукты их жизнедеятельности.
Меры защиты
Далеко не все разрабатываемые европейские методики могут найти применение в России вследствии ряда экономических и технологических причин. Предлагаемый обзор не претендует на полноту и приводится для иллюстрации разнообразия методов.
Биологический метод
Использование феромонных ловушек. Применение феромонов признается в настоящее время достаточно эффективной стратегией и в частности, практикуется в странах Южной Америки, давно занимающихся проблемой. Для массового вылова мужских особей используют, например, феромон Qlure-TUALD. В полевых условиях приходится размещать сравнительно большое число ловушек (20-25 шт/ га). При исчезновении самцов (до 90%) происходит резкое сокращение популяции. В Европе в последнее время предложены более совершенные ловушки Ferolite с автономным питанием от солнечных батарей, обеспечивающих энергией лампу подсветки в ночное время. В качестве феромона используется TUA-Optima. Ловушки функционируют в течение 6-8 недель, размещаются из расчета 1 шт/500 м2 на высоте 15-30 см от поверхности земли.
Использование естественных хищников и энтомофагов. С момента появления в средиземноморских странах у Т. absoluta было выявлено множество местных естественных энтомофагов. В настоящее время список насчитывает более 50 видов.
Наездники эвлофиды (Necremnus artynes и Hemiptarsenus zilahisebessi), активны в Испании на плантациях томата, зараженных молью. Местные виды наездников семейства Braconidae и семейства Trichogrammatidae также способны поражать вредителя. Среди наиболее эффективных энтомофагов отмечаются два представителя паразитических наездников-яйцеедов Trichogramma pretiosum и Т. асhаеае.
Как наиболее перспективные естественные враги вредителя в Европе рассматриваются хищные клопы Macrolophus pigmeus (коммерческое название Macrolophus caliginosus) и Nesidiocoris tenuis, питающиеся в основном яйцами вредителя. В районах Средиземноморья эти два вида естественно колонизируют томат.
Энтомопатогенные бактерии. Опубликованы результаты испытаний промышленных коммерческих препаратов на основе дендробациллина.
Энтомопатогенные нематоды. Попытки применить суспензии личинок паразитических нематод (Steinernema carpocapsae, S. feltiae и Heterohabditis bacteriophora) показали, что они недостаточно эффективны, т.к. после инвазии могут вызывать гибель личинок вредителя только четвертого возраста, т.е. уже после необратимых повреждений растения.
Химический метод
Первоначально для борьбы с Т. absoluta использовали преимущественно фосфорорганические соединения. Но из-за высокой токсичности и больших сроков ожидания их постепенно заменяли на пиретроиды, которые в ряде случаев, например, при использовании абамектина, хлорфенапира и др., вызывали гибель почти 100% личинок. Их действие направлено на блокировку и подавление функционирования многих важнейших ферментных систем вредителя (ацетихолинэстеразы, оксидазы смешанных функций и др.).
В качестве растительных инсектицидов против Т. absoluta были предложены экстракты из тропических растений семейства мелиевых -Trichilia pallens и Azadirachta indica.
Однако практически ни один препарат не уничтожал вредителя полностью, а через короткое время томатная моль быстро восстанавливала численность. Поэтому решение вопроса по контролю популяций Т. absoluta возможно лишь при использовании комплексной схемы защиты, например, включающей операции по применению инсектицидов против личиночных стадий, хищников-яйцеедов и вылов имаго с помощью феромонных ловушек.
От многочисленной армии владельцев личных подсобных хозяйств во многом зависит распространение этого опаснейшего вредителя на территории Казахстана. При обнаружении томатной минирующей моли необходимо:
- информировать работников карантинной службы, министерство сельского хозяйства Казахстана,
и других заинтересованных лиц (производителей, продавцов, перевозчиков продукции); - уничтожить плоды, растения, растительные остатки, зараженные вредителем в различных стадиях развития, а также тару.
Формат научно-популярной статьи не может заменить специальных рекомендаций, инструкций, методических указаний и другой специальной литературы. Однако если данный материал привлечет внимание к проблеме у самого широкого круга читателей, авторы будут считать цель публикации достигнутой.